Анимация в 3D Max

3Д анимация – это изменение положения трехмерного объекта в пространстве с течением времени. Она имеет важное отличие от классической двухмерной анимации. Если раньше художнику приходилось детально прорисовывать каждый кадр, чтобы показать перемещение объекта в пространстве, то трехмерное моделирование позволяет установить только ключевые точки такого движения – остальные расчеты программа проведет сама в автоматическом режиме. Это достаточно сложный процесс, поэтому создание анимации в 3D Max неслучайно считается одним из самых сложных направлений работы.

Анимация применяется во многих сферах: это создание трехмерных мультфильмов, компьютерных игр, также она используется при отображении технических процессов во время инженерного проектирования. Фактически трехмерная анимация показывает, как будет двигаться объект с заданными параметрами в определенных условиях. Это свойство можно использовать при решении самых разных задач.

Какую анимацию можно сделать в 3Д Макс? Что можно анимировать?

Анимация объектов в 3D Max может быть статической и динамической. Рассмотрим эти направления подробнее:

  • Статическая анимация предполагает, что на сцене будут неподвижные объекты, а вот условия вокруг них будут меняться. Например, будет перемещаться камера вокруг объекта, меняться освещенность, другие параметры внешней среды. Это позволит отследить, как будет меняться восприятие объекта под воздействием внешних факторов. Например, это направление используется в интерьерном дизайне, чтобы посмотреть. Как на восприятие комнаты повлияет разная освещенность.
  • Динамическая анимация предполагает перемещение самих объектов относительно среды. Можно увидеть, как объекты будут перемещаться в рамках заданных параметров, как ни будут взаимодействовать между собой. Именно это направление анимации используется при создании мультфильмов, компьютерных игр, а также при отображении технических процессов в различных устройствах и механизмах.

Программа для создания 3Д анимации создает реалистичное движущееся изображение на основе точных расчетов. Освоение различных инструментов открывает практически безграничные возможности для реализации творческой фантазии или для отображения сложных технических процессов.

создание 3Д анимации

Какая информация необходима для работы?

За много лет до появления трехмерного моделирования существовала кукольная анимация. Мультипликатор устанавливал персонаж в заданное положение и делал кадр. Затем, например, руку героя мультфильма поднимали на очень небольшое расстояние и делали следующий кадр. И так до тех пор, пока рука не поднимется до нужной точки. Современные программные комплексы позволили значительно упростить и ускорить этот процесс. Теперь в программе указывается только начальное и конечное положение перемещения, а все остальные расчеты делает компьютер. В результате на экране отображается перемещение объекта от начального до конечного положения.

Чтобы сделать анимацию в 3D Max, дизайнер должен указать значение параметров в ключевых точках перемещения объекта. Чем сложнее траектория перемещения, тем больше будет таких точек и требуемых для них параметров. Программа просчитает расположение объекта в ключевых кадрах и автоматически создаст неключевые – в результате зритель увидит движущееся изображение.

Для создания ключевых кадров предусмотрена кнопка Auto Key, которая располагается под шкалой анимации. С помощью кнопки Key Mode Toggle аниматор может управлять ключевыми кадрами, также для этого предусмотрена анимационная шкала. Аниматор может изменять положение кадров, добавлять их, удалять, менять отдельные параметры. Однако это только начало работы над анимированным изображением – для придания реалистичности ему предстоит длительная и сложная обработка.

В реальности перемещение объекта между двумя ключевыми точками может значительно различаться. Например, если автомобиль подъезжает к столбу, он может делать это быстро или медленно, плавно или рывками – все это требует отображения в параметрах анимации. Для этого в программе предусмотрен редактор треков (Track View), кроме того, на командной панели предусмотрена вкладка Motion.

В программе предусмотрено несколько базовых заготовок, на основании которых просчитывается режим движения объекта между установленными контрольными точками:

  • Smooth – плавное сглаженное движение. Именно этот режим устанавливается по умолчанию и используется, если не заданы другие значения.
  • Step – пошаговый процесс, при котором происходит ступенчатое движение объекта.
  • Slow – замедленное перемещение объекта по заданной траектории.
  • Fast – напротив, убыстренное перемещение предмета между начальной и конечной точкой.
  • Linear – линейное перемещение между точками.
  • Custom – перемещение по кривой линии, траектория задается пользователем вручную.

Для удобства работы в 7-ой версии программы появился коллектор параметров 9 Parameter Collector. Он помогает сразу собрать все нужные параметры для более быстрой обработки объекта.

анимация листа в 3d max

Этапы создания моделей, сцен, сложных проектов

Чтобы создать и сохранить анимацию в 3D Max, пользователю предстоит пройти несколько сложных последовательных этапов. Предварительная подготовка к созданию движущегося изображения во многом напоминает работу по созданию двухмерного мультфильма. Необходимо разработать объект (персонаж), продумать сценарий перемещения, выбрать начальные и конечные ключевые точки траектории. Также потребуется выбрать освещение, продумать расположение камеры и ее возможное перемещение, просчитать расположение на сцене отдельных статичных изображений, которые станут декорациями.

Пошаговый процесс создания простой анимации

Рассмотрим детальный процесс создания анимации простого персонажа. Для тренировки можно использовать стандартного человечка, которого можно запустить с помощью кнопки Biped в разделе Create. В базовых возможностях программы также предусмотрена возможность отрисовать животное, для этого нужно нажать кнопку CAT. Выберите персонаж и переходите к расчетам движения.

Пошаговый процесс:

  • Создайте плоскость, по которой будет перемещаться персонаж в процессе выполнения задачи. Дополнительно на плоскости можно создать базовые предметы окружения, но на начальном этапе это может показаться достаточно сложным. Предметы лучше создавать, только если персонажу предстоит с ними взаимодействовать по сценарию.
  • Установите камеру в начальном положении и разместите персонаж на плоскости.
  • Запустите анимированное перемещение персонажа. Для этого нужно нажать кнопку Auto Key и установите ключевые кадры. На шкале анимации нужно установить нужный кадр (например, 25-й по счету) и передвинуть руку или ногу персонажа в требуемое положение. Запустите анимацию, и программа сама просчитает траекторию перемещения объекта от начальной до конечной точки.
  • В нужном кадре заново устанавливается камера, при этом в промежутке между двумя заданными положениями нужно поменять тип анимационных ключей на Stepped. Это даст возможность переместить камеру мгновенно.
  • Если нужно создать два действия, в которых положение и перемещение персонажа полностью различается, нужно создать отдельные файлы.
  • После этого действия повторяются до тех пор, пока не будут проработаны все сцены будущей анимации.

Когда все сцены готовы, можно приступить к монтажу видео. Один из вариантов – создать последовательность картинок, которые затем собираются в видео. Для этого нужно выбрать камеру, нажать F10 и установить диапазон кадров, которые нужно отрендерить. Перейдите в раздел Render Output, нажмите Files, выберите файлы и место для их сохранения. После этого останется нажать на кнопку Render и запустить процесс рендеринга.

скелетная анимация в 3d max

Этапы работы над трехмерной анимацией

Работа над полноценным анимационным роликом в 3D Max намного сложнее: необходимо рассчитать перемещения большого количества объектов, установить правильную композицию, смонтировать ролик, наложить на него звуковой ряд и т.д. Этот процесс можно поделить на следующие основные шаги:

  1. Моделирование – создание трехмерных моделей, которые впоследствии станут персонажами нового анимационного ролика. Модель представляет собой трехмерный объект, состоящий из сетки с определенными вершинами, линиями и кривыми. Компьютер придает объекту целостную геометрическую форму, затем его нужно сделать реалистичным. На будущий персонаж накладываются текстуры и цвет, прорисовывается каждая деталь. В результате персонаж становится «живым», можно переходит к его перемещению в пространстве.
  2. Подготовка сцены. Объекты нужно расположить в пространстве, потребуется установить правильную композицию и настроить расположение камер.
  3. Настройка освещения. Аниматору нужно предусмотреть, с какой стороны и с какой высоты на объекты будет падать свет, чтобы максимально выигрышно их продемонстрировать.
  4. Тестовые визуализации с настроенным освещением. Они покажут, как будут предметы смотреться в выставленной сцене.
  5. Наложение текстур, настройка материалов с тестовой визуализацией.
  6. Настройка анимации. Устанавливаются траектории перемещения камер и настройка движения объектов.
  7. Motion-дизайн. Проводится рендер и обработка готового ролика. Рендеринг позволяет обеспечить трехмерным моделям реалистичность, превратить их перемещение в движение настоящих объектов в реальной обстановке. Готовый ролик может снабжаться дополнительными эффектами, музыкальным и звуковым сопровождением для создания нужного эмоционального настроя.

Качественная разработка анимации требует дополнительной предварительной подготовки. Необходимо продумать хронометраж, порядок показа фрагментов. Ролик должен передать зрителю определенные эмоции, для этого придется просчитать большое количество элементов. 3Д Макс предоставляет аниматору большой выбор инструментов для обработки объектов и записи их перемещения по различным траекториям, от простых до самых сложных.

3д анимация

Примеры анимации

Примеры анимации покажут возможности программы 3D Max при разработке движения различных объектов по заданной траектории и правильно выстроенной композиции. Профессиональная разработка роликов с использованием различных инструментов и способов обработки позволяет создавать настоящие произведения искусства с помощью компьютерной анимации.

Персонажная анимация в 3Д Макс

Персональная анимация активно используется при создании трехмерных мультфильмов, компьютерных игр, рекламных роликов и других видеозаписей. С помощью 3Д моделирования можно создавать самых разных персонажей: художник может реализовать самые смелые замыслы. Анимация персонажа оживляет сказочного героя и делает его максимально реалистичным.

Персонажная анимация в 3Д Макс

Анимация человека

Анимация человека в 3D Max также называется скелетной анимацией. С ее помощью можно реалистично отобразить самые сложные движения, начинающий аниматор может скачать готовую модель или разработать ее с нуля, для этого в программе предусмотрен инструмент Bones (Кости). Возможности программы предусматривают отрисовку плавного перемещения конечностей, движения персонажа будут максимально реалистичными.

Анимация человека широко применяется в рекламных роликах, мультфильмах, она же используется при производстве современных кинофильмов с обилием спецэффектов. С помощью компьютерных приложений можно отрисовать взаимодействие модели человека с любыми предметами и создавать анимационные ролики с любыми сценариями.

анимация человека в 3D Max

Анимация механизмов в 3Д Макс

Не менее широко программа трехмерной анимации применяется для отображения движения механизмов. При разработке новых инженерных решений важно представить, как будут перемещаться компоненты механизма при взаимодействии друг с другом с учетом заданных параметров: давления, нагрузок, твердости материалов и т.д. Анимация движения механизма позволит еще на этапе проектирования увидеть возможные просчеты и избежать повреждения дорогостоящих моделей.

анимация механизмов в 3Д Макс

Анимация логотипа

Еще одна популярная сфера использования анимации – отрисовка движения логотипов и их отдельных элементов. Это помогает привлечь внимание потенциального потребителя и сделать товарный знак более запоминающимся. Анимация логотипов – это возможность повысить узнаваемость товарного знака и произвести положительное впечатление на потенциального покупателя.

анимация логотипа

Трехмерная анимация – один из самых сложных и увлекательных разделов моделирования, в котором очень непросто стать настоящим профессионалом. Однако освоение всех возможностей программы 3Д Макс открывает широкий простор для творчества, дает практически безграничные возможности для создания персонажей и отрисовки взаимодействия между ними. Компьютерные программы сделали анимацию доступной каждому: важно лишь не бояться экспериментировать и постоянно продолжать обучение для освоения новых возможностей и инструментов.

Бесплатная помощь в настройке 3Ds Max

Если вы понимаете, что вам нужна помощь в настройке и освоении программы 3Ds Max, школа дизайна и графики Art and Shock создала специальный бесплатный 4х-дневный онлайн-практикум по 3D-визуализации для новичков.

С помощью онлайн-практикума вы сможете:

  • Установить и настроить необходимые программы для создания 3D-визуализаций - 3Ds Max и Corona Render;
  • Получить видео-уроки и полезные материалы по работе в программах;
  • Узнаете как настраивать свет и камеру;
  • Научитесь работать с материалами и рендерингом;
  • Сможете задать вопросы своему куратору - профессиональному 3D-визуализатору.

В результате вы создадите свою первую визуализацию в 3Ds Max за 4 дня, даже если никогда не работали в программе.

Переходите по ссылке, чтобы зарегистрироваться на бесплатный онлайн-практикум прямо сейчас.

3d prakticum